Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы молодежной политики и молодежи в целом все больше обсуждаются на всех уровнях власти, поскольку от профессионального самоопределения будущего поколения зависит дальнейший прогресс общества в целом, экономическая составляющая, социальная и т. д. Поэтому сейчас большое внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации молодежи, помощи в выборе профессии и своего дальнейшего развития.
Формирование профессиональных интересов, ориентаций, склонностей происходит, как известно, задолго до поступления в ВУЗ в процессе социализации в семье и школе, во время просмотра фильмов, рассказов учителей о великих людях, воспоминаниях старшего поколения. В каждом обществе формируется определенная профессиональная иерархия, в которой, согласно уровню престижа и уважения со стороны общества, популярности среди молодежи, отводится место каждой профессии. В различные времена и в различных обществах эта иерархия видоизменялась, но неизменно она оказывала сильное воздействие на становление профессиональной мотивации. Кризис системы социализации в постсоветском обществе способствовал тому, что процесс формирования профессиональной мотивации, в большинстве случаев, перестал, быть продуктом воспитательного процесса.
Государство и общество перестали формировать заказ на определенный тип личности. Сейчас отсутствуют определенные идеологические и нормативные стандарты на те или иные качества личности, ее ценностные установки в сфере профессиональной деятельности и труда. В этих условиях профессиональная ориентация молодежи характеризуется отсутствием универсальных общественных норм, ценностей, идеалов, и это становится основой профессиональной демотивации и последующей депрофессионализации в молодежной среде, ориентирующейся на достижение материального благополучия, как ведущего мотива трудовой деятельности.
Исследование факторов, условий, специфики формирования профессиональной мотивации молодежи, изменения характера социально-трудовых отношений и самой ценности труда, может стать основой для социологического прогнозирования поведения молодежи на рынке труда и своевременной разработки целесообразных для молодого поколения направлений в области повышения эффективности профессиональной реализации молодежи.
Проблема исследования заключается в том, что отсутствие продуманного механизма, которые развивается в области рынка труда и усложняет реализацию потребностей страны в нужных профессиональных кадрах, приводит к рассогласованию рынка образовательных услуг и рынка труда, а следовательно, к затруднению трудоустройства, росту безработицы и реализации человеческого потенциала молодежи. Неясность возможностей развития в стране ряда секторов экономики затрудняет процесс ориентирования молодежи на конкретные профессии. Особенно тяжелой данная ситуация оказывается для выпускников образовательных учреждений, которые недостаточно подготовлены к профессиональному самоопределению в новых условиях.
Цель курсовой работы – определить особенности профориентации современной молодежи.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• раскрыть содержание и сущность профориентации;
• рассмотреть формы и методы профориентации молодежи;
• выявить особенности профессионального самоопределения и пути совершенствования профориентации молодежи в России.
Объект исследования – профориентация молодежи.
Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения молодежи в РФ.
Теоретическая значимость работы – уточнено понятие профориентации и ряда других взаимосвязанных понятий, систематизированы основные формы и методы профориентации молодежи.
Практическая значимость работы – выявлены особенности профессионального самоопределения и пути совершенствования профориентации молодежи в России на современном этапе.
Глава 1. Теоретические основы профориентации молодежи
1.1. Понятие профориентации и профориентационной работы
Выбор профессии – очень сложная проблема. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, выпускники могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий, поэтому выбор профессии часто носит стихийный характер.
Рассмотрим какой смысл несет в себе понятие «профориентация», «профориентационная работа», «профессиональное самоопределение», рассмотреть цели и задачи профориентации, основные компоненты профориентационной работы в школе .
Само слово «профориентация» происходит от латинского professio – род занятий и французского слова orientation – установка.
Разные авторы дают разное толкование этого термина. Так, в педагогическом словаре, «профориентация» понимается как «система подготовки молодых людей, к осознанному выбору будущей профессии, которая будет соответствовать личным потребностям человека, а так же запросам рынка труда».
А. Д. Сазанов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профориентацию как – «деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии».
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом .
Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, основным направлением которой является психолого-педагогическая поддержка учащихся, на этапе их профессионального выбора.
Существует две формы профориентационной работы:
Профориентационная работа на узкой базе – в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности.
Профориентационная работа на широкой базе – ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор в мире профессий.
Выделяют несколько целей профориентационной работы:
1. Оказание помощи и поддержки учащимся при выборе направления дальнейшего обучения в высшем образовательном учреждении и сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Формирование у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в рамках свободы выбора направления деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и с учетом требований трудового рынка.
Также определяются задачи профориентационной работы:
1. Получение достоверных данных о предпочтениях, задатках, интересах и возможностях учащихся для распределения их по направлениям обучения
2. Предоставление «банка профессий», профессий, которые востребованы на рынке труда
3. Ознакомление с образовательными учреждениями, которые готовят специалистов востребованных в современном мире, а также с профилями их подготовки
4. Ознакомление с правилами выбора будущей профессии
5. Разработка мотивационной системы для будущего профессионального самоопределения.
Система профориентационной работы включает в себя такое понятие как «профессиональное самоопределение», так как именно с этого начинается выбор будущей профессии и овладение ею.
Профессиональное самоопределение – понимается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека, от появления профессиональных намерений до окончания трудовой деятельности [32, с. 9].
Разные авторы выделяют подходы к пониманию профессионального самоопределения.
Так С. Г. Прыгин понимает под профессиональным самоопределением осознание человеком себя как участника определенной профессиональной группы.
В.А.Алексеев акцентирует внимание в профессиональном самоопределении на самопознании и самооценке профессиональных качеств и отношений к ним.
Л.А. Головей трактует это понятие, как осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение каждого человека начинается уже в детстве, с помощью игр. Ребенок примеряет на себя роль представителя той или иной профессии, и проигрывает связанное с ней поведение. Если наблюдать за ходом такой игры, можно заметить, что дети в них легко замещают настоящие атрибуты профессиональной деятельности на символические .
Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда непосредственно принимается решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
М.С. Пряжников выделил основные задачи профессионального самоопределения :
1. Сформировать готовность к самоопределению
2. Помощь в выборе будущей профессии
Стоит обратить внимание на аспекты системы профориентационной работы с учащимися.
Система профориентационной работы с учащимися – это деятельность, направленная на улучшение процесса самоопределения учащихся в интересах личности и общества.
Эта деятельность осуществляется при помощи:
• государственных и общественных организаций.
• образовательного учреждения.
• семьи.
В профориентационной работе выделяют следующие аспекты :
1. Экономический аспект
Этот аспект направлен на изучение структуры трудовых ресурсов на рынке труда, условий, повышающих его производительность, ущерба производству в связи с низкой заинтересованностью, отсутствия мотивации и мотивационной системы, профессиональной непригодности работников.
2. Социальный аспект
Этот аспект направлен на выявление мнения общества, о популярных, привлекательных и престижных профессиях среди молодежи и представителей других возрастных категорий, удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой по выбранной профессии, и профессией в целом.
3. Психологический аспект
Этот аспект направлен на изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление свойств личности важных для той или иной профессии.
4. Медико-физиологический аспект
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипьев А. Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 2 (12). С. 147–150.
2. Бойко С.В., Мельников О.Н., Степанова О.Н. Профессиональные приоритеты молодежи г. Череповца: монография / под. ред. С.В. Бойко. Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец. 2004. 90 с.
3. Васильченко Е. В., Ребышева Л. В. Критерии, показатели и индикаторы оценки управления профориентацией молодежи на довузовском этапе // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2014. №. 24 (353). С. 78–80.
4. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2005
5. Деражне Ю.Л. Профессиональная карьера, путь к успеху / Ю.Л. Деражне. – М. : Эгвес, 2018
6. Дерябин Ю.С. Образование, наука и инновации: «финское чудо»»? // Высшее образование сегодня. 2003. №11. С.34–40.
7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов педвузов. М., «Просвещение», 1988
8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., Академический Проект; Фонд «Мир», 2005
9. Колоткина О. А. Роль профессионального юридического образования в совершенствовании элементов российской правовой системы // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 10–14.
10. Петрова А. М., Петрова С. А. Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор профориентации молодежи // Науч. тр. Московского гуманитар. ун-та. 2018. № 5. С. 44–49.
11. Пикалова Г.М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности : автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1979
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46 от 02.03. 2018.
13. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного с самоопределения / Н. С. Пряжников. – М.: МОДЭК, 2003
14. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999
15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – Москва, Генезис, 2000
16. Тельтевская Н.В., Малинина А.Г., Содержание и методы профориентации школьников. Методическое пособие. Саратов.2006